В МБДОУ № 38 "Ромашка" ст. Алексеевской соблюдаются принципы рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста. Питание осуществляется в соответствии с цикличным двухнедельным меню для детей дошкольного возраста, находящихся в образовательных учреждения с режимом пребывания 8-10,5 часовым пребыванием, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованным с Роспотребнадзором, на основании которого составляется рабочее ежедневное меню.
Объем пищи и выход блюд соответствуют возрасту детей. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов).
Дети в детском саду обеспечены 4-х разовым сбалансированным питанием в соответствии с режимом дня. Режим питания детей с 9-ти часовым пребыванием включает:
• завтрак;
• второй завтрак;
• обед;
• полдник.
Для профилактики йододефицита в питании используется йодированная соль.
Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняют квалифицированные повара. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход и полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.
Контингент воспитанников МБДОУ № 38 "Ромашка" ст.Алексеевской не нуждается в организации специальных условиях питания, не требует специального оборудования и мебели для организации питания и приема пищи.
Организация питьевого режима.
Организация питьевого режима отслеживается ежедневно. Кипяченую воду набирают на пищеблоке младшие воспитатели , наливают в чистый чайник с крышкой . Контроль за наличием воды в группе осуществляет младший воспитатель.
Меняют воду каждые 2 часа.
Рекомендации родителям по вопросам питания детей дошкольного возраста
Домашнее питание должно пополнять рацион дошкольного учреждения. Это положение может быть выполнено при условии постоянной работы с родителями медсестры и педагогов детского сада. Родители систематически информируются о том, как организованно питание в детском учреждении, получают конкретные сведения о составе питания, которое ребенок получил в течение дня. Для этого в группах вывешивается ежедневное меню. У медсестры всегда можно получить рекомендацию по составу домашних ужинов, по питанию детей в выходные и праздничные дни. Эти рекомендации составляются исходя из 10-ти дневного меню. На ужин рекомендуют продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а питание в выходные и праздничные дни хорошо строить ориентируясь на тот набор продуктов, который предусмотрен для питания детей в детском саду.
Желательно утром до отправления ребенка в детский сад его не кормить, так как это нарушит режим питания и приведет к снижению аппетита и ребенок будет плохо завтракать .Но вместе с тем, если ребенка приходится приводить в детский сад очень рано, ему можно дать дома стакан кефира или молока с небольшим кусочком хлеба или какие-нибудь фрукты.
"Принципы питания детей раннего и дошкольного возраста"
Правильное питание является одним из главных условий для полноценного здоровья и развития детей. Питание играет важную роль в профилактике целого ряда заболеваний детского возраста. Влияя на рост и дифференцировку всех органов и систем, становление процессов нервной и эндокринной регуляции иммунитета, питание оказывает влияние на здоровье ребенка в будущем.
При организации питания необходимо придерживаться следующих принципов;
1. Соблюдение оптимального режима питания.
2. Соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам.
3. Сбалансированность рациона по всем пищевым факторам.
4.Правильная кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая высокие вкусовые качества и сохранность пищевой ценности продуктов.
5. Учет в питании индивидуальных особенностей детей ( непереносимость отдельных продуктов и блюд, избыточная масса тела и др.).
6. Санитарно- гигиенический контроль, обеспечивающий безопасность питания.
Строгое соблюдение режима приема пищи, соответствующего возрастным особенностям детей, является непременным условием рационального питания. Физиологически обоснованным для детей раннего и дошкольного возраста является 4-ех разовое питание с промежутками между приемами пищи не более 4 ч. При более частом приеме пищи нарушается усвояемость пищевых веществ.
Период раннего и дошкольного возраста характеризуется интенсивным ростом и развитием детей. Это обуславливает физиологические потребности детей в пищевых веществах и энергии.
Наиболее высока потребность детей в белке ( 53 г и 68 г белка в день соответственно). При этом весьма важно выдерживать правильное соотношение белков растительного и животного происхождения. На долю последних должно приходиться не менее 70% всех белков, получаемых с пищей.
Неполноценное белковое питание приводит к нарушению развития костно-мышечной системы, задержке развития ребенка.
Потребность детей в жирах приближается к уровню потребности в белках ( 53 г и 68 г в день соответственно). Жиры являются одним из главных источников энергии. Жиры входят в состав клеток и органов. С ними связано поступление и усвоение жирорастворимых витаминов.
Особую биологическую ценность представляют растительные жиры. При недостаточном поступлении жиров нарушается нормальное развитие организма ребенка. Недостаточное поступление ПНЖК приводит к появлению сухости кожи, экземам, снижению сопротивляемости инфекциям.
Среди жиров животного происхождения предпочтение следует отдавать сливочному маслу и жирам, содержащимся в молочных продуктах, поскольку они легко усваиваются. Содержание углеводов в суточном наборе продуктов должно примерно в 4 раза превышать кол-во белков и жиров. Углеводы являются ценным источником энергии, входят в состав клеток и участвуют в их построении, регулируют содержание сахара в крови и запасы гликогена в печени и мышцах.
Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка (растительные волокна). Растительные волокна замедляют процессы всасывания, способствуют нормализации микрофлоры кишечника. Важнейшим источником углеводов в питании детей являются фрукты, овощи, крупы, хлеб. Таким образом, в питании детей оптимальным является соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4.
Питание детей должно содержать необходимое количество минеральных веществ. Минеральные вещества (макро элементы и микро элементы) не обладают энергетической ценностью, но крайне необходимы организму как пластический материал (кальций, фосфор и др.)
Витамины и витаминоподобные вещества являются обязательной составляющей рациона ребенка. Витамины выступают как регуляторы витаминных процессов и физиологических функций. В настоящее время известно более 20-ти витаминов.
Необходимым компонентом питания ребенка является вода. Содержание воды в организме ребенка относительно велико (примерно 75% от массы тела).
В питании детей всех возрастных категорий есть некоторые особенности: не рекомендуется использовать продукты, обладающие высокой аллергизирующей способностью, содержащие консерванты, большое количество содержания соли и жира, некоторые специи, эфирные масла. Следует подчеркнуть. Что безопасность питания включает соблюдение не только адекватной технологии приготовления блюд, гигиенических требований, но и правильно построенного режимного процесса- приема пищи.
Пищевой рацион должен включать все группы продуктов в составе разнообразных блюд.
Первые блюда подготавливают пищеварительную систему к приему основного блюда. Они могут вносить вклад в обеспечение детей разнообразными пищевыми в-вами. Например, крупяные супы являются источником растительного белка, крахмала, минер. солей, вит.гр.В; овощные супы содержат пищевые волокна, мин. соли, витамины.
Мясные и рыбные блюда являются основным источником животного белка, вит.В12, легкоусвояемого железа и др. в-в необходимых детям и поэтому ежедневно включаются в рацион.
Яйца и блюда из яиц. Яйца содержат белок, жиры ( в том числе лецитин); витамины ( А, В-каротин, В-12). Но не всем детям их можно включать в рацион, т.к. они содержат аллергены.
Молоко и молочные продукты содержат кальций и вит.В2.Благотворно влияет на процессы роста, развитие костной ткани и зубов.
Блюда из круп, макаронных изделий, хлебобулочные продукты поставляют в рацион детей белки, жиры, углеводы, витамины ( В12, В2, РР), минеральные соли, растительные волокна.
Овощные блюда присутствуют в виде салатов и в виде овощных гарниров. Служат источником вит.С, калия, фолиевой кислоты. Многие овощи содержат органические кислоты, улучшающие пищеварение.
Сладкие блюда. Это продукты содержащие значительное кол-во сахаров, а мучные изделия являются высококалорийными. Их избыточное употребление выступает фактором риска развития ожирения и кариеса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДОМА
Организация питания детей в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню, в котором есть рекомендации по организации питания ребенка дома . В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.
Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сок и (или) какие-либо фрукты.
Особенности питания ребенка в период адаптации к учреждению.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).
Для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду рациональное и сбалансированное питание на основе 10- дневного меню, утвержденного Роспотребнадзором. В целях совершенствования организации питания детей и осуществления постоянного контроля в ДОУ создан Совет по питанию, в состав которого входят представители из родительского комитета. Администрацией регулярно осуществляется контроль за организацией питания воспитанников в ДОУ. Соблюдается режим питания в соответствии с графиком выдачи продуктов. Качество продуктов проверяет бракеражная комиссия, делает запись в специальном журнале. Для сохранения полезных свойств продуктов строго соблюдается технология приготовления блюд на основе разработанных технологических карточек.